В Галилее хотят построить «альтернативный Израиль»


Сторонники принятия «закона о национальном государстве», в числе прочего, приводят в его пользу аргумент о необходимости заранее пресечь возможные попытки арабских националистов потребовать автономии в какой-то части страны — например, в Галилее, где арабское население составляет большинство. Со стороны арабских лидеров такие требования пока не звучали. Зато создать свою «автономную территорию» в Галилее выдвинула группа еврейских активисток из центра страны.

Волна воинственного национализма, охватившая Израиль во время летней военной операции в Секторе Газа, усугубила раскол израильского общества. В то время как палестинцы вновь берутся за ножи и камни, а часть еврейского населения требует от правительства начать полномасштабный государственный террор против любых проявлений арабского национализма и официально узаконить дискриминацию арабских граждан страны, другая часть израильтян окончательно теряет надежду передать своим детям мирное, справедливое, человечное государство — и ищет новых выходов, как когда-то искали их первые основатели сионистского движения в Европе. Не только «леваки-алармисты», но и ветераны израильских служб безопасности всерьез говорят об опасности «гибели сионистского проекта» — не от внешних врагов, но от внутреннего разлада.


Не в силах восстановить потерянный общесионистский консенсус, договориться о самых базовых и элементарных общих ценностях, израильтяне тянутся к крайним, радикальным решениям. Осенью молодой активист взбудоражил всю страну, призвав израильскую молодежь начать обратную «алию в Берлин». В итоге юноша вернулся в Израиль (и, по слухам, подумывает о вступлении в партию Моше Кахлона ), а несколько тель-авивских левых активисток предложили разочарованным и отчаявшимся израильтянам альтернативную идею: вместо того, чтобы эмигрировать — создать на малозаселенной территории нынешнего Израиля автономное «свободное государство» на новых основаниях. Своего рода новый «сионистский проект» внутри провалившегося и не оправдавшего ожиданий старого. В воскресенье об этом движении рассказал корреспондент «Гаарец» Рои Чики Арад.

Инициаторы проекта, доктор философии Анат Римон-Ор и ее единомышленники, — типичные «левые предатели», излюбленная мишень негодования правой части общества. Похоже, они уже смирились с этим клеймом и не желают ввязываться в идейные споры — например, доказывать, что нынешний религиозный сионизм одинаково далек и от «настоящего», раннего сионизма, и от основ иудейской религии. Римон-Ор и ее друзья больше не надеются переубедить, перетянуть на свою сторону израильское большинство — но не желают и жить по правилам, которые это большинство все настойчивее утверждает.


Они призывают уйти, отделиться от «безнадежного» Израиля и начать новую жизнь на «автономной территории» в малонаселенном приграничном районе Верхней Галилеи.

Пока что малолюдное ( 160 «лайков» на недавно открытой странице Facebook) «Свободное государство» существует только в интернете. Традиционная рубрика FAQ («часто задаваемые вопросы») на сайте, движения имеет характерный заголовок: «Не бредим ли мы?». Понятно, что самый «часто задаваемый вопрос» звучит именно так. Второй распространенный вопрос — «Кто ж вам позволит?». На этот вопрос авторы, в соответствии с народной традицией, отвечают встречными вопросами: «Кто дал Мартину Лютеру Кингу создать массовое движение? Кто позволил сломать Берлинскую стену? Кто разрешил объединить Германию?… Вопрос не имеет смысла: крупные политические изменения происходят не потому, что кто-то их разрешил».

«Инициатива создания автономной территории — это политическая инициатива, порожденная ощущением, что государство Израиль не в состоянии обеспечить своим жителям достойную жизнь ни в экономическом, ни в социальном смысле, ни в смысле безопасности. И тот разрушительный, насильственный путь, на который встало государство, кажется, уже необратим», — говорится в декларации на сайте. К участию в проекте приглашают тех, кто «не желает посвятить жизнь обретению крыши над головой и элементарного пропитания», а хочет более осмысленной и творческой человеческой жизни.

Одна из участниц проекта, Юлия Кислев, получив совет «попробовать осуществить его в Биробиджане», полушутливо ответила: «Во-первых не хотелось бы связываться с Путиным, а во-вторых, Бог дал евреям землю Сиона, а не Биробиджан, просто он не говорил вести себя на этой земле по-свински».

В разговоре  Юлия пояснила: «Еврейский народ, насколько вообще такая вещь существует, действительно принадлежит этой земле, но она сама ему не принадлежит, как и вообще никакая земля не принадлежит никому. Наша самая большая проблема — это «еврейское государство», оно не совместимо ни со справедливостью, ни с демократией, на мой взгляд. И в конечном счёте оно не только не обеспечит еврейское поселение на этой земле, но и уничтожит его. Мы должны были изначально поселится здесь как равные среди равных, но этого не случилось, а теперь вместо того, чтоб одуматься и начать исправлять ошибки, мы только усугубляем положение всякими национальными законами. Не хочу сказать, что только еврей в ответе за то, что всё сложилось так, как сложилось, но несомненно наша роль весьма весома. А на сегодняшний день несомненно, что именно добрая воля Израиля, его движение в сторону прогрессивного, гуманного общества могли бы стать решающим фактором установления мирного сосуществования на этой прекрасной и любимой земле».

Первые сионисты мечтали создать безопасный и надежный дом для всех гонимых евреев; инициаторы «Свободного государства» приглашают к себе всех, кто подвергается гонениям в еврейском государстве — включая палестинцев и африканских беженцев. «Почему с беженцами и арабами? Почему не только для евреев?» — на этот «часто задаваемый вопрос» Юлия Кислев отвечает:

«На самом деле, те кто читал книгу Теодора Герцля «Альтнойленд» наверняка отметят интернациональный характер его мечтаний о прекрасной и справедливой «Новой Общине». На страницах этого, во многом провидческого, произведения Герцль представляет землю Сиона, пробуженную еврейским энтузиазмом построения новой жизни, как убежище для всех угнетённых, независимо от их веры и национальности.

Более того, на протяжении всей книги автор проводит чёткую грань между двумя диаметрально противоположными типажами в еврейской среде — идеалист, гуманист, выходец из беднейших слоёв, на себе переживший гнёт антисемитизма и расчётливый делец, циник, верящий лишь в Золотого Тельца. Причём, именно последние, по книге Герцля, являются приверженцами идеи о том, что эта земля только для евреев. Более того — Герцль объясняет, что за таким подходом кроется простой интерес — чем меньше будет едоков за столом, тем больший кусок достанется каждому, тогда как для простого народа, чем больше будет здесь людей, готовых с любовью возделывать и украшать эту землю, тем лучше».

«Не могу сказать, что вдохновляюсь сионистскими текстами, но вот этот момент мне близок, а та горькая ирония судьбы, которая поставила у руля в Израиле именно этих, так ненавидимых Теодором Герцлем, дельцов, не может не опечалить», — говорит Юлия.

Как и «алия в Берлин», «Свободное государство» — скорее форма протеста, нежели практический проект. Или, точнее, форма диалога — в ситуации, когда все слова уже сказаны, и дискуссии потеряли смысл. Но не стоит забывать, что это тоже сионистская традиция — воплощать в жизнь утопии и убеждать «фактами на местности». Так действовали пионеры-репатрианты, так действовали поселенцы, мечтающие о «целостной Эрец Исраэль». Кто знает, — может быть, и в Галилее появится «другой Израиль», основанный новыми мечтателями.